BRN Records Среда, 17.01.2018, 23:50
Приветствую Вас Гость | RSS |
Меню сайта

Категории раздела
Cтатьи [11]
звук/оборудование/и т.д.

Поиск

Главная » Статьи » Cтатьи

Фонограмма - не все так просто
Выступления под фонограмму, она же "фанера", давно заклеймены музыкальной общественностью, и даже признаны нарушением закона. Принято также считать, что "фанера" - чисто российское "преступление против зрителя", а на Западе такого не бывает, и там все честно. На первый взгляд, это мнение вроде бы и недалеко от истины, но в действительности оно содержит некоторое заблуждение.

Не все так просто. И там фонограмма используется в концертах, хотя совсем по-другому. Конечно, фонограммный концерт у нас и у них - "две большие разницы". У нас это выглядит, как коллективное прослушивание мини-диска, у них же - четко спланированное и организованное, сложнейшее с технической точки зрения действо. И пусть что там, что тут речь, в конечном итоге, идет о полной или частичной мистификации, все же имеет смысл разобраться.

Применяемая на Западе технология использования фонограмм на концертах называется Playback или Half Playback. Так что же такое плэйбэк, и зачем он на самом деле нужен? Ответив на этот вопрос и вкратце ознакомившись с технологией его использования, вы без труда сможете понять, какое именно оборудование может понадобиться при проведении концертов. Приглашаю вас слегка прогуляться за кулисами популярной музыки…

В идеале, плэйбэк - это эталонная многодорожечная запись живого выступления. Считается, что плэйбэк пишут для насыщения, или "облагораживания" бедненького концертного звучания гастролирующего коллектива. Как и при производстве любой другой фонограммы, она пишется "ледоколом" в специально оборудованной для записи живых инструментов студии. Конечной целью производства такой фонограммы является предоставление возможности полной или частичной подмены сыгранных вживую партий на ранее записанные. Подразумевается, что в течение оговоренного периода артисты обкатывают новый для них материал, потихоньку изучают его, но при этом, независимо ни от технических проблем концертных площадок, ни от возможных перипетий внутри самого коллектива, всегда имеют возможность выглядеть хорошо на всем протяжении концертного тура, начиная с самого первого дня.

Принято считать, что наличие и использование плэйбэка - мера временная, но реалии таковы, что им пользуются повсеместно и те, кто патологически не может играть "живьем", и те, кто может, но желает пофилонить, ссылаясь на старый, затертый до дыр "телевизионный" довод: "Я, так же как и все, люблю живые выступления (хотя не против красивых постановочных шоу), но бывают моменты, когда лучше выдавать в зал фонограмму, нежели откровенную "лажу"". Поскольку ответственность за надлежащее проведение мероприятия лежит не на самих артистах, то чаще всего в справедливом выборе фонограммы как гаранта четкого и красивого выступления сомневаться не приходится. Важно лишь понимать, когда претензии гастролера действительно обоснованы, а когда нет, дабы иметь возможность провести четкую линию между Артистами и людьми, выдающими себя за оных. К сожалею, эта грань нынче стерта…

Готовя плэйбэк, несомненно, имеет смысл пересмотреть оригинальную аранжировку и выкинуть из нее (с учетом предполагаемого звукового давления) все непринципиальные с художественной точки зрения партии. Если в обычной жизни, записывая демо, думают о том, как бы обогатить звучание, сделать аранжировку плотнее, то, готовясь к туру, следует подумать, как ее упростить. Принципиально нет никакой связи между профессионализмом музыкантов и уровнем заготавливаемой фонограммы, просто следует учитывать некий паритет между тем, что люди услышат, и тем, что они увидят. В каждом конкретном случае фонограмма пишется своя, но существуют некие универсальные правила, которые не мешает знать, если вы вдруг решите записать себе нормальный плэйбэк.

Все инструменты при записи следует озвучить тем же комплектом оборудования, которое будет использоваться на шоу. Вокалисту следует спеть свои партии в тот же микрофон, с которым он пойдет на сцену, чтоб его слова "вас не слышу" не гремели потом как гром среди ясного неба. Кое-кто добавит, что не обязательно все должно быть сыграно теми же музыкантами… и окажется прав - так чаще всего и бывает… Фонограммы заказываются студийным коллективам, а гастролерам на зубреж выдается партитура и демо-кассета. Партии, которые они реально смогут воспроизвести со сцены, сохраняются на раздельных треках без обработок, а те, что создавались и записывались путем сложных манипуляций с настройками приборов и прочим, и, соответственно, не смогут быть воспроизведены со сцены коллективом ни при каких обстоятельствах, микшируются в стерео и проигрываются затем "как есть". Конечно, существует определенный риск допустить ошибку при сведении и не угадать конечную пропорцию, но тут уже нужно отталкиваться от наличия свободных дорожек на магнитофоне, количества людей, которых вы собираетесь привлечь для обслуживания фонограммы, и целесообразности записи этих спецэффектов в принципе. Полученную многодорожечную запись сохраняют, затем каждую песню маркируют для более удобной навигации по диску.

Итак, фонограмма, в принципе, готова. Теперь вы имеете реальную возможность персонифицированно вводить те или иные партии в общее концертное звучание, замещая реально сыгранные пассажи на ранее заготовленные. Для полного соответствия в дальнейшем сигналов, идущих с магнитофона и от артиста, подход к записи должен осуществляться по упрощенной схеме. Маршрутизацию сигналов на площадке рекомендую придумать самостоятельно. Я же приведу самый наглядный, хотя далеко не самый гибкий и, соответственно, не самый удобный подход.

Сигналы со сцены и магнитофона приводятся на пульт на соседние линейки, затем объединяются в группу, на которую и подаются все необходимые обработки. Выбор, какой из двух каналов в данный отрезок времени мьютировать, - за вами. Это обеспечит легкий, незаметный перескок с фонограммы на "живье" и обратно. Тоже самое - и с инструментами. Можете подмешивать фонограмму к оригинальному звучанию или полностью его замещать, можете делать все, что заблагорассудится, причем не ставя об этом в известность даже самих музыкантов, - если большую часть концерта они будут идти "по рельсам", то проблем не возникнет! Зато гибкость работы теперь обеспечена, и конечное качество концертного звука уже определяется только вами. "Эталон" на магнитофоне, и насколько вы его хотите "испортить", решать только вам (и продюсеру). О существовании фонограммы ансамбль, безусловно, знает, потому что каждому музыканту в ней отводится вполне определенная роль.

Дублировать фонограммой в зал живые ударные в полном объеме не стоит. Но сделать какие-то составляющие "пожирнее" и "поплотнее" смысл все же есть. Важно даже не подобрать какие-то тонкие оттенки звучания дублируемых партий, но создать комфортную среду для ударника, допускающую погрешности живой игры. Большую часть этой "среды" можно давать в зал в качестве заслона, который будет перекрывать то и дело возникающую асинхронность игры барабанщика. Следует добиться точного баланса между подзвученной ударной установкой и магнитофонной записью, чтоб ударник имел возможность играть живьем на брейках, для чего томы в фонограмме предусмотрительно следует слегка убрать.

Что касается подачи метронома в ухо - то не советую, ударник с ума сойдет. У каждого из нас от природы свое чувство темпа, и оно, в конце концов, окажется сильнее клика. Замените клик на любой удобный для него микс, который легко организовать для него на пульте. Всякая толковая фонограмма воспроизводится после предварительных двух тактов отсчета палочкой о бортик малого барабана (именно о бортик принято отбивать отсчет). Смело давайте звук в зал! Публика воспринимает отсчет как разгон. Вместе с артистом она успевает вынуть палец из носа, громко крикнуть, свистнуть и подпрыгнуть таким образом, чтоб приземление пришлось четко на первую долю. Такая вот простая вещь легко топит лед в зале, и не вижу никаких оснований отказываться от этого.

С клавишными дела обстоят совсем иначе. Живому человеку обычно доверяется исполнение фоновых партий в песнях и заполнение тишины между песнями - можете, кстати, и других музыкантов озадачить своего рода "анонсом" в перерывах - пусть фоном наигрывают главную тему следующей песни, пока солист ее объявляет… это все звучит очень гармонично и красиво. Все "подкладки" и прочие фактурно-ритмические штучки в большинстве случаев идут с магнитофона, и соответствующие фейдеры всегда следует иметь под рукой. Располагаясь преимущественно в средней и средне-верхней частях диапазона, эти элементы фактуры являются самыми большими раздражителями слухового аппарата человека, таким образом, играя их уровнями, можно в какой-то мере управлять настроением публики.

На практике это выглядит следующим образом: если требуется раскачать публику - вы делаете ритм громче; если хотите привлечь внимание к вдруг пробудившимся способностям музыкантов - делаете тише. По ходу концерта обычно вместе с все возрастающим общим уровнем громкости пропорционально возрастает и уровень воспроизведения клавишных партий. Этим добиваются "подгрузки" публики к финалу действа… Пользуйтесь этим очень осторожно и не переусердствуйте. Мне, например, не нравится такое отношение к людям, но сей момент присутствует, и лучше о нем знать.

С гитаристами проблемы решаются просто. В "фанерных" коллективах они одними из первых деградируют, поэтому текучка бывает страшная. Чаще всего номера отрабатывают приглашенные смазливые статисты… Принципиальных моментов с ними нет никаких, так что решайте сами… Как оживить подобное "пластмассовое" действо, пусть думает продюсер.


Схема 1.
Сигналы со сцены и с харддиск-рекордера поступают на мониторный пульт, в котором:
а) формируется “скелет” конечного звучания концерта, который передается на главный пульт на сведение и трансляцию в зал
через портальные системы;
б) организуется множество миксов
для систем мониторов ансамбля.

За воспроизведением плэйбэка следит специально подобранный персонал, размещенный в кармане сцены у мониторного пульта Имея перед глазами реальную картину происходящего на сцене и заготовленную по всем правилам многодорожечную запись, у них есть возможность в реальном времени что-то с чем-то сравнивать, что-то чем-то замещать, что-то к чему-то подмешивать и т.д. Полученная в конечном итоге благопристойная картина передается на главный пульт, на котором все организовано таким образом, что звукорежиссеру даже не нужно вникать, с чем в данный отрезок времени ему на самом деле приходится работать - с фонограммой или живой партией... В качестве альтернативного варианта можно предложить разместить обслуживающий фонограмму персонал у главного пульта (см. схемы). Какой из вариантов покажется предпочтительней, сказать трудно, поскольку это зависит от технологии использования и количества имеющихся в вашем распоряжении обработок, а так же технической возможности заниматься подобными вещами на открытом всеобщему обозрению пространстве.

Главный враг выступлений под полную или частичную фонограмму - непредусмотрительность. Следует подумать об обратной связи с вокалистом - это может быть закамуфлированная петличка или что угодно еще, чтоб вокалист имел возможность общаться с вами напрямую и моментально реагировать на поступающие ему в ушной монитор инструкции с пульта. Общение через посредника, то есть болтовня на сцене, конечно, добавляет определенный колорит происходящему, но не всегда может считаться корректным. Было бы неплохо заставить вокалиста вообще молчать в паузах, объяснив ему, что во исполнение надлежащего синхрона он может не открывать пустой рот (как это делают у нас местные спецы), но дублем хотя бы шептать слова, "как все нормальные люди".

Кроме того, вокалисту может быть известно истинное предназначение плэйбэка, и он вдруг попытается отработать концерт в полную силу, так что тут у вас может возникнуть пара серьезных проблем. Вы оказываетесь перед выбором: с одной стороны, очевидно, что микрофон следует выключить, и тем самым фактически лишить вокалиста дара речи на всем протяжении номера. С другой стороны, этим вы лишаете его всех "спасибо-за-цветочки", "я-вас-люблю" и "привет-я-вас-помню...", а это еще больше удаляет вас от имитации живого исполнения. В принципе, можно записать автоматизацию на пульте и включать микрофон в паузах, но и это не даст ему никакой свободы для импровизации. Проблему легко решит специально поставленный и обученный нажимать на "мьют" человек. Обеспечьте его прямой связью с вокалистом, и пусть он загробным голосом говорит ему в ухо "включил/выключил". И теперь, если у вокалиста возникнет желание спеть какую-то песню вместе с залом, он может сделать это в любой момент, когда только ему это заблагорассудится.

…Лирическое отступление. На одном концерте такой вот "человек-наушник" сказал солисту что-то очень веселое, что согнуло его практически пополам в самой середине песни…. "Человек-наушник" переключился с фанеры на микрофон, чтоб зал услышал правдивый и заходящийся в дикий хохот вокал. Изумленные музыканты также не заметили, что тоже лишились своих "подложек"... В общем, исполнение песни само собой свернулось, и вся группа приводила в чувство солиста еще несколько минут. Нужно отдать должное вокалисту, сообщившему в зал, что, дескать, вспомнил, как во время прошлого визита в этот город с ним приключился крайне забавный случай… Смеялись все, а газеты потом написали, что это был самый живой из всех когда либо увиденных и услышанных ими концертов в этом городе… "Человека-наушника", тем не менее, выгнали…

Описанный мной прием работы с вокалистом - высший пилотаж "фанерного" концерта. Но, кроме таких эпизодов, выбегающие то и дело на сцену поклонницы с цветочками могут сильно оживить выступление, если вокалист предложит им, например, вдруг спеть что-то вместе с собой… Прямая связь, господа, - и никаких подвохов не заметит даже рядом стоящий надзиратель.

Надеюсь, что мне удалось снять несколько вопросов, касающихся плэйбэков, и вот теперь самое время перейти непосредственно к сути вопроса.

Как вы поняли, для воспроизведения фонограммы понадобится многодорожечный рекордер. Ноутбук таковым не является. Программно он может эмулировать работу мультитрекера, но для работы с фонограммой не годится. Его еще можно использовать как секвенсер для управления расставленными по сцене приборами, но это будет самый извращенный подход к фонограмме. Ставить ноутбук на сцену, тащить сигнал через весь зал туда-сюда… это ж почти километр проводов! Или вы собираетесь рулить мероприятие прямо со сцены? И наконец, нецелесообразно использовать в живой концертной работе системы, имеющие вероятность сбоев в работе более одного процента. Народ иногда устраивает выставки железа на сцене, но это в подавляющем большинстве случаев антураж.

Схема 2.
Сигналы со сцены и с харддиск-рекордера поступают на главный пульт, в котором:
а) формируется конечное звучание концерта, транслируемое в зал
через портальные системы;
б) сформированная картина передается
на мониторный пульт для организации миксов в системы мониторов ансамбля.


Гастрольная практика показывает, что именно харддиск-рекордер (HDR) является самым универсальным и гибким, а потому и самым подходящим устройством, и по праву может считаться наиболее оптимальным для работы на выезде. Кроме того, некоторые модели HDR предусматривают возможность прямой коммутации мониторов и мышей к ним, так что удобство и наглядность мероприятий по записи-воспроизведению, а так же редактированию записанного материала гарантирована. Можно взять HDR напрокат на время тура в любой дилерской конторе, а после у них же купить себе новый. Его конечная стоимость будет незначительно выше, но размеры регулярных выплат для гастролирующего коллектива незначительны.

В нашей стране принято включать фанеру с портативных MD-проигрывателей или DATов… CD-проигрыватели за свою своенравность не снискали уважения у фонограммщиков. На моей памяти было несколько изумительно поставленных фонограммных концертов, на которых реально удавалось убедить публику в живом исполнении, но… к сожалению, завалившихся по причине либо соскока диска, либо зажеванной ленты. Поэтому настоятельно рекомендую обратить свои взоры все-таки в сторону харддиск-рекордера, благо об их частых сбоях пока ничего не слышно.

Если же речь идет о камерных выступлениях, то советую отказаться от любых фонограмм и "скромной помощи" современной техники вообще, даже несмотря на все ее мнимое совершенство.
Категория: Cтатьи | Добавил: BRN (09.09.2011) | Автор: Ирина Тихонова
Просмотров: 3503 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе



  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    BaranoF © 2018